Кольский полуостров, или дождливое путешествие на мотоциклах по северу ( 2013 год).

18 июня 2014 - FZX

Все свои поездки мы обычно тщательно готовим, продумываем маршрут, собираем вещи и готовим технику. Этот отпуск был не совсем обычный: выпал он на середину августа, т.е под конец лета,  и был неумолимо короток, всего одна неделя!!! Что можно успеть за одну неделю? Слетать в Турцию или Грецию?

 

Была мысль съездить в Костомукшу, куда мы традиционно ездим к Таниным родителям каждый год. На этом варианте мы и остановились, и в принципе были довольны решением. Но что то пошло не так, внутренний голос предлагал настойчиво найти приключений и провести отпуск по ярче. Тут вспомнился проработанный маршрут на север нашей родины – Кольский полуостров, Хибины, Мурманск, Рыбачий, Северная Карелия (http://www.fzx.okis.ru/sever-2013-prorabotka-marshruta.html ). Мы так и не поехали, променяв его на Крым. Решение пришло неожиданно – урезаем маршрут до недели и едем! До выезда осталась неделя, мотоциклы не готовы, вещи не собраны — приключения начались!

Вечерами, после работы, мы летели в гараж и собирались – замена резины, колодок и прочих расходников, установка багажной системы и навигации, упаковка вещей. Неделя прошла как во сне, но в итоге к выезду было все готово!

 В первый день отпуска мы отправляемся в путь!

 

 

Ощущение нереальности происходящего от быстроты сменяемых событий не отпускало нас еще долго. Уже находясь в дороге, мы еще не понимали, что отпуск наступил и мы наконец путешествуем! Отпустило нас где-то на третий день J

На Мурманском шоссе из-за ремонта дороги мы потолкались в пробке.

Ближе к Петрозаводску начался первый дождь, сильный. К счастью мы как раз заехали на заправку и переждали его, заодно пообедав.

 

 

 

 После Петрозаводска мы делали кратковременные остановки, кушали бруснику и заправляли мой мотоцикл  запасенными в бутылках бензином.

 

Размер бака моего Ямаха TT600R 10 литров, расход 5-6 литров на 100 км – это обстоятельство вносило сложности в наше путешествие. Заправки после Петрозаводска стали попадаться реже, с интервалом в 100 км, и иногда на них не было бензина.

 

Периодически начинался дождь, а наша экипировка здорово подвела нас – протекли оба дождевика (один просто уже старый, а вот второй совсем новый – IXS). Мотоботы тоже не выдержали и пропустили воду, в итоге  мы были мокрые, замерзшие и спать в палатке не хотелось. Мы нашли отель в поселке Пушной и сняли там номер.

Первый день мы проехали 710 км http://maps.yandex.ru/-/CVbYVYl3

На стоянке отеля стояло много внедорожников с московскими номерами. В дальнейшем мы заметили, что чем ближе к популярным северным маршрутам, тем больше полноприводных автомобилей с регионами  77, 50 и т.д. И вся небогатая на изобилие и сервис инфраструктура туристического бизнеса настроилась на цены самого дорогого региона страны. Стоимость номера с ужасными условиями, общим санузлом и дырами из смердящего подвала запросто может быть 3000 руб, а ужин, состоящий  из тарелки риса и куска рыбы — 500 руб.

Миновав Кандалакшу, мы направились в сторону Умбы.

 

 

По пути была остановка на смотровой площадке с потрясающим видом на Кандалакшский залив. Ну чем не Норвегия? 

 

 

Красивая и ровная асфальтовая дорога привела нас в Умбу. Заправив по горловину баки и все бутылки, мы отправились в сторону Варзуги. Примерно через 30 км асфальт наконец то кончился и началась красивая красная грунтовка!

Проехав примерно 100 км, мы решили остановиться на ночлег, и свернули к берегу моря. Место для лагеря было выбрано в красивой можжевельниковой лужайке на обрывистом берегу. Эту красоту не портила даже суровая северная погода — морось и холодный ветер.

 

 

 

 

 

Приготовив ужин, мы поели и легли спать.

 

 

 

 

Спалось хорошо, правда была одна неприятность:  всю ночь шел дождик и наша старенькая палатка немного протекла – пришлось использовать пленку в качестве одеяла. Дождь нашел брешь во всем нашем снаряжении и не собирался униматься. Утро встретило нас тем же дождем. Завтракали мы в палатке, убрав внутренний тент – очень оказалось удобно. Позавтракав, мы вышли из палатки и не обнаружили море там, где оно было. Это отлив. Как дети, мы бегали по дну моря и собирали ракушки )))

 

 

 

 

 

Тронувшись дальше в сторону Варзуги, мы поехали по узкой заросшей прибрежной дороге. Любуясь морем мы и не заметили, как кончился дождик и стало выглядывать солнце.

 

Подъехали к селу Кашкаранцы, по берегу росла очень крупная и вкусная черника – прекрасный повод остановиться и перекусить!

 

Ближе к морю лежала старая брошенная лодка – мечта любого фотографа!

 

 

 

Прокатились по самому селу Кашкаранцы,

 

 

 

проехав еще немного вперед, мы посетили Часовню Безымянного инока Теркского.

 

 

Историческая справка:

Старая часовня просуществовала на могиле местночтимого Безымянного Инока до середины 20-го века, а затем была разрушена. Новая часовня в честь Преподобного Безымянного Инока Терского была построена в июле 2003 года на северном берегу Белого моря неподалеку от села Кашкаранцы.

Сведения о явлении и чудесах этого святого сохранило древнее предание местных жителей Терского берега – поморов.

Это случилась в 16-ом веке, когда на Терском берегу Белого моря было не так много обжитых мест, и поморы появлялись здесь на рыбный и звериный промысел только на сезон. Постоянно здесь жили лишь монахи Соловецкого монастыря, искавшие уединения в монастырских скитах.

Однажды рыбаки, ловившие рыбу вблизи тони Точильной, вытащили рыбацкий невод с телом утонувшего монаха, который руками держался за снасть. Он был в монашеском облачении с клобуком на голове. Тело погибшего оказалось без признаков разложения. Ближайший монастырь отстоял от этих мест более чем на сто километров по морю. Местные монахи не опознали его и расспросы людей из других монастырей, так же не привели к открытию имени инока.

В тоже время одному  из рыбаков, промышлявшему на тоне Крестовой, явился во сне неизвестный монах и велел похоронить его на берегу, где покоится его тело. Рыбак сообщил о явленной во сне воле, и тело покойного погребли на указанном месте. На кресте написали: «Неизвестный инок».  Прошло время, но никто из монастырской братии не признал пропавшего собрата. Неизвестного инока отпели как Безымянного.

Вскоре рыбаки стали замечать, что напротив креста над могилой всегда хороший улов рыбы. Особенно везло в промысле рыбаку, которому неизвестный инок явился во сне. С тех пор он приходил на могилу помолиться о помощи на море святым угодникам Николаю Чудотворцу, Варлааму Керетскому и вот теперь и Иноку Безымянному.

И снова неизвестный монах явился рыбаку во сне и повелел над его могилой поставить часовню. Об этом узнали и жившие на тонях Терского берега другие рыбаки-поморы.  Они взялись исполнить это повеление, полагая в этом Божьем Угоднике — нового ходатая за них перед Господом. В скором времени выше по берегу, напротив часовни, открылся родник. Местные жители называют его источником Безымянного Инока.

Эта часовня и источник, всегда были почитаемы поморами Терского берега. Считалось, что для удачи в промысле нужно помолиться в часовне у могилы Безымянного Инока, а воду из источника несли на святую могилу, после чего она исцеляла от болезней.

Место очень красивое, заставляющее путника остановиться и посидеть на лавочке, подумать о всяком, отвлечься от спешки и житейских проблем. Мы так и поступили :)

 

 

Затем мы заехали на источник Инока Безымянного. Попили и пополнили запасы чистой  воды. Немного удивило огромное количество монет в источнике, многие начали ржаветь – люди явно перепутали источник чистой воды с очередным туристическим местом, где можно все испортить в утеху глупым традициям и суевериям (как ленточки мусора на  деревьях).

 

Далее мы направились в село Варзуга.

 

Историческая справка:

Варзуга — село в Терском районе Мурманской области. Административный центр сельского поселения Варзуга.

Население — 351 житель (2002); 363 жителя (2010). Расстояние от районного центра 140 км. Село расположено на двух берегах реки Варзуги в 22 км от её впадения в Белое море. Левая, более древняя сторона села носит название Никольской, а правая — Пречистенской, или Успенской стороны (по названиям храмов).

Некогда Варзуга была крупнейшим селом Кольского полуострова. Одно из первых упоминаний о ней содержится в грамоте 1466 года, когда варзужанин Тимофей Ермолинич передал Соловецкому монастырю свои угодья в реке Варзуге и по морскому берегу — ловища и леса.

В ранний период существования Варзуги важную роль в жизни селения играл Соловецкий монастырь, который построил в Варзуге подворье, стал вести в реке лов семги, а также в марте 1491 года была освящена церковь во имя Святого Николая Чудотворца — покровителя мореходов.

После падения самостоятельности Новгорода (1478 год) Терская земля перешла под власть Москвы. Варзуга именуется «волостью» — отдельной административной единицей, подчиненной двинскому наместнику великого князя с резиденцией в Холмогорах.

Подробные сведения о Варзужской волости содержатся в описи 1563 года. В государевом селе насчитывалось 167 семей в 124 дворах. По масштабам Русского Севера это — весьма многолюдное селение. Промысловые и сельскохозяйственные угодья (луки и сенные покосы) в волости находились в совместном владении местной сельской общины, церковных (Соловецкий, Николо-Корельский и Антониев-Сийский монастыри) и светских собственников.

В 1568 селения Северо-Западного Беломорья подверглисьопричному погрому, совершенному отрядом Басарги Леонтьева, Варзуга тоже не осталась в стороне. Это событие вошло в историю как «Басаргин правёж» (правёж — взыскание долгов или податей посредством мучений). Донесения о правёже не сохранилось, но результаты и последствия этого злодеяния отчетливо видны в описи села, проведенной в мае 1575 года. Спустя семь лет после «Басаргина правёжа» в Варзуге было 79 пустых дворов и 33 поросших бурьяном места, на которых до погрома стояли крестьянские дома; никем не использовались 11 семужьих тонь, а Успенская и Никольская церкви «стояли без пенья».

В 1614—1619 годах Варзужская волость стала вотчиной Соловецкого и Новоспасского монастырей и Патриаршего Дома. За пользование тонями и покосами варзужские крестьяне платили своим владельцам оброчную подать. Но Екатерина II в 1764 году своим указом ликвидировала духовные вотчины, перевела монастырских и патриарших крестьян в разряд государственных с передачей им в общинное владение всех волостных угодий. Деревня стала свободной и быстро разбогатела.

По переписи 1897 года в Варзуге насчитывалось 793 жителя, а в 1910 в селе уже проживало 1001 житель, действовали училище Министерства народного просвещения и церковно-приходская школа.

Революция 1917 года не прошла для Варзуги незаметно. Жизнь начала перестраиваться и 1 мая 1930 года четырнадцать семей варзужан объединились в колхоз, который назвали «Всходы коммунизма».

Основным источником доходов местного населения во все времена были продажа сёмги, вылавливаемой в реке Варзуге. Кроме того, большое значение имел также «торосовый» (бой тюленя) и рыбный промыслы. В прошлом веке в селе Варзуге также существовала добыча жемчуга[3] из раковин, водившихся как в Варзуге, так и в других реках. Кроме того, жители деревни занимались и скотоводством: разводили крупный рогатый скот, а также овец, лошадей и оленей. Растениеводство из-за сурового климата было развито плохо. Жители села сами строили свои дома, делали кирпич и клали из него печи. Мужчины строили («шили») лодки, женщины пряли и ткали. Также Варзуга остаётся одним из немногих мест, где хранится поморский устный фольклор.

 

Село удивило нас своей основательностью – все дома в хорошем состоянии, много новостроя, активно строятся храмы (их несколько, все из дерева).

 

Мы погуляли по Варзуге, пополнили запасы продовольствия в местном сельмаге и поехали к устью реки Варзуга, поселку Кузомень.

После своротки на Кузомень дорога быстро испортилась и начался рыхлый глубокий песок с колейностью. На мотоцикле, даже при наличии зубастой резины и навыковв езды по песку ехать стало тяжело. К счастью сама дорога шла через красивый сосновый бор с ягелевым ковром, по которому можно было объезжать проблемные места.

 

Далее мы заметили наезженные мотоциклистами тропы в лесу и ехали по ним ))).

 

 

Там же в лесу мы комфортно пообедали, удобно устроившись на лесном ковре.

 

 

 

Вскоре лес закончился и началась настоящая песчаная пустыня, изредка разбавленная островками сосен и красивыми кустами можжевельника.

 

 

 

Тут я по настоящему испытал потенциал своего мотоцикла и вдоволь налетался на «глиссере» по песку!  Мотоцикл легко разгонялся до 100 кмч и уверенно держал направление, получались неплохо и прыжки с бархан. А вот поворачивать и снижать скорость было не очень удобно, особенно в этот момент чувствовался груз на хвосте мотоцикла.

 

Продолжив путь, мы выехали на большой пустырь вдоль берега моря, предвещающий само устье Варзуги. В Кузомень мы не поехали, т.к. Танин мотоцикл по песку ехал очень плохо и не хотелось превращать поездку в борьбу.

 

Нам открылись совершенно нереальные по красоте виды!

 

Вся растительность старалась залить серость окружающего мира яркими красками, контрастное в оттенках небо легло красивым покрывалом прямо на нас, казалось, что сейчас протянешь руку и дотронешься до облаков! В такие моменты путешественника посещает истинное блаженство, и наверно именно ради этого мы уезжаем в путешествия не смотря на все тяжести и лишения в пути. Я почему-то вспомнил исповедь Фореста Гампа в одноименном фильме, где он смог вспомнить самые лучшие моменты своей жизни – его большое путешествие, где он видел красивейшие места и был так же наедине с природой. Ради этого стоит жить.

 

 

 

 

В самом устье был замечен пантон, на котором вполне можно переправить автомобиль или два-три мотоцикла на другой берег. У меня сразу зародилось желание это осуществить, и я решил обязательно вернуться сюда!

 

На обратном пути мы остановились у памятного знака погибших летчиков,

 

затем у знака Полярного круга.

 

 

Хочу заметить, что оформления этого места нам показалось намного красивее аналогичного знака на Мурманском шоссе. Видимо сказывалось отсутствие мусора и креативный художественных подход :)

На обратном пути мы чуть не обсохли — я немного не рассчитал с бензином и в Умбу мы въехали буквально на парах.

Заправившись, мы осознали, что на улице уже стемнело и температура воздуха приближалась к 0 – было очень холодно! Палатку ставить совсем не хотелось, мы поехали искать ночлег в Умбе. Казалось, что в поселке есть два отеля.  В первом, больше похожем на промздание, мест не оказалось. Во втором места были, но по 2700 руб за номер. Удобства смежные с соседним номером, через дыры в полу видно подвал, в котором весело журчит канализация.

Вариантов не было, поторговавшись и скинув немного цену, мы остановились в этом отеле. Хозяин любезно покормил нас, рассказал много интересного о местах, посещенных нами, и которые предстояло посетить. Объяснил ценовую политику – отель построен москвичами, у них представления о ценах отличаются от региональных.

 

Выспавшись и высушив всю экипировку, промокшую за последние дни, мы направились на самый интересный с точки зрения прохождения участок маршрута – Умба-Октябрьский.

Дорога началась вполне наезженная, мосты крепкие, рыба из рек на рыбака не выпрыгивала.

 

В общем чувствовалось, что тут много людей проезжает. Как подтверждение, мы встретили навстречу много внедорожников.

 

Встретился заброшенный дом – грустное зрелище.

 

 

 

Нас начал доставать гнус, его тут оказалось очень много. Благодаря репеллентам он не кусал, но лез в глаза, нос, уши  и рот, что сводило с ума. Из-за этого останавливаться было очень тяжело.

 

Дорога резко изменилась после того, как мы свернули налево после Лямозера и перед Мунозером. Лес начал наступать на дорогу, в прочем как и грибы с прочей растительностью. Налицо были признаки того, что тут не ездят.

 

В итоге мы уперлись на водосброс и полуразрушенный мост. Место было очень красивое, переправить мотоциклы по разрушенному мосту можно было.

 

 

Мы немного погуляли и дождались дождика, который так любезно не беспокоил нас пол дня. Быстро одев дождевики и переправившись через мост, мы поехали дальше. Дождь не выключался до вечера, но это обстоятельство не могло испортить впечатления, которое на нас производил окружающий мир. Было безумно красиво: реки и ручьи, проезжаемые вброд, лесные озера, сосновый бор, растущий величественно на склонах меняющегося высотой ландшафта. Трудно описать языком либо фотографией эту красоту, надо просто тут проехать.

 

 

В процессе объезда Мунозера мы пару раз поплутали, но быстро разобрались благодаря навигации с хорошими картами и заранее нарисованному треку и в итоге выехали обратно, на основную дорогу. По пути нам попадались сожжённые и разрушенные мосты – зрелище не менее печальное, чем брошенный дом или кучи мусора.

 

Было много бродов, но благодаря сухому лету они были неглубокими. Максимальная глубина доходила по переднее колесо. Все глубокие броды я проходил сначала ногами, прощупывая дно, что помогло нам избежать падений в воду.

 

На подъезде к Октябрьскому началась каменистая дорога. Камни торчали с разной частотой и высотой, и для автомобилей тут наверно был не самый лучший участок дороги. Мы же весело продвигались дальше, легко объезжая препятствия.

 

К вечеру мы с трудом нашли место для ночлега. Так вот всегда – днем проезжаешь красивейшие места для стоянки, с водой и чистым красивым лесом. Под вечер же как назло ничего подходящего. Лагерь разбили на берегу озера Щучье. Место красивое. Явно облюбованное местными шашлычниками. Так как мы приехали туда в будни, то оказались там одни и выбрали шикарную беседку. :)

 

 

Вода в озере выглядела мертвой, рыбы не было и росли страшные на вид водоросли. Но запаса воды мы не брали и пришлось кипятить эту.

Мы устроили генеральную сушку намокших за день вещей и сами погрелись у костра. Был приготовлен и съеден шикарный ужин из пойманных днем хариусов.

На следующий день мы отправились дальше, до Октябрьского оставался час неспешной езды.

По пути проехали по полотну заброшенной военной взлетно-посадочной полосы,

 

и наконец выехали на бетонку, ведущую к Хибинам и Кировску. Как красивы были горы, как они манили – но времени на них у нас уже не было, и мы стиснув зубы и пообещав себе и друг другу вернуться сюда, проехали мимо!!!

 

Выехав на Мурманку, мы направились в сторону дома, планируя по пути заехать в Калевалу и Костомукшу. По пути нам встречались очень красивые виды, мурманское шоссе тут очень красиво. И сама дорога восхищала своей идеальной ровностью и свежей разметкой.

 

На полярном круге мы остановились сделать фотографии, так как по пути туда проскочили мимо. Тут мы повстречали замечательную компанию таких же, как мы мотопутешественников. Мы с удовольствием пообщались, обсудив свои пройденные и предстоящие маршруты, мотоциклы и снаряжение. Расстались мы уже друзьями и я уверен, что еще не один раз дорога сведет наши пути с этими замечательными людьми :)

 

 

 

 

От полярного круга мы направились к повороту на Калевалу. Но погода опять внесла свои коррективы – пошел сильный дождь. Мы немного подмокли, прежде одели дождевики, самое обидное – успели промокнуть ноги и руки в перчатках. На улице было прохладно, вечерело. В дополнению протекли дождевые штаны и мы сидели в луже воды. Начинало темнеть, дождь продолжался. Никакой палатки ставить в такую погоду не хотелось, соответсвенно мы решили не сворачивать на Калевалу и ехать искать отель. Мы заезжали во все населенные пункты по пути, но все малочисленные отели были заняты – кругом на парковках стояли джипы с номерами из Москвы – это было прямо наваждение!

Вымокшие, замерзшие и уставшие мы приняли решение ехать сразу в Костомукшу, где нас ждали Танины родители. Уже ночью мы добрались до заправки на повороте на Костомукшу (Кочкома) и перекусили там, согревшись немного горячим кофе. На заправке, прямо между витрин маркета, лежал большой бездомный пес, такой же мокрый и жалкий, как мы :)

 

Дальше была дорога, дождь и плохая видимость  — мы не спешили и ехали аккуратно, в итоге в 6 утра мы приехали и устроили сюрприз родителям, они нас так рано не ожидали увидеть.

В Костомукше мы пару дней отходили от нашего мокрого ночного вояжа, Таня простыла, я тоже чувствовал себя не очень. Но я нашел время и решил наконец проблему, достающую меня всю дорогу – я установил на свой мотоцикл дополнительный бак. Бак я приобрел от моторной лодки на 12 литров, с возможностью забора топлива. Через нехитрую систему шлангов и тройник от ВАЗ 2108 я все это собрал. Получился общий запас топлива около 20 литров, никаких бутылок и со скандалами на заправках и остановками для дозаправки, ура!

 

Ну и конечно я успел съездить на рыбалку, где хоть и немного, но удача улыбнулась нам и вернулись мы с рыбой :)

 

Покидали мы Костомукшу с сожалением. Я очень полюбил этот маленький красивый карельский город. Он не похож не на один из городов нашей страны, которые я видел ранее. В очередной раз я с сожалением взглянул на удаляющийся в зеркалах город и подумал – я вернусь сюда, обязательно!

 

Обратная дорога заняла день, мы благополучно доехали до дома, проехав 1000 км за день. Дождь сжалился над нами и не мочил нас, спасибо ему и на этом… :)

 

Спасибо за внимание, и до новых встреч.

Гоша и Таня. 2013 год.

Рейтинг: 0 Голосов: 0 2582 просмотра
Комментарии (3)
Sasa # 19 июня 2014 в 01:09 0
Красота там у вас от Бога! Батька мой был по-молодости в Мурманске, еще при союзе, так до сих пор тянет туда. Жалко, что все катится в пропасть...
FZX # 19 июня 2014 в 09:26 0
Ну пока ничего не катится, приезжай на севера наши - тут хорошо. Раньше в эти места нельзя было попасть без пропуска, теперь стало проще.
Только что вернулся с карельской горы Во́ттова́ара, там просто неземные виды и красота, отчет и кино готовлю, выложу обязательно тут.
15 июля стартуем вдоль границы с Финляндией по всей Карелии, Далее Кольский и Хибины, которым мы в этот раз уделим несколько дней.
Егор # 23 марта 2017 в 13:28 0
Спасибо, интересно :)